Мой город — Нижний Новгород
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Половое воспитание в школе: все против

Эксперты говорят о тотальной половой безграмотности российских подростков. В эпоху доступности любой информации единственное, что оказалось недоступным для юношей и девушек — системные и объективные знания о безопасной сексуальной жизни.
Наталья Афанасьева
17 октября 2016
3 комментария
Фото: Dushan Hanuska /Flickr /CC BY-SA 2.0

Специалисты констатируют — сегодня наше общество пожинает плоды российского полового воспитания, точнее, его отсутствия. По количеству абортов, в том числе среди подростков, наша страна по-прежнему занимает лидирующее место в мире. А ситуацию с распространением ВИЧ в России международные эксперты назвали «эпидемией», — в то время как в развитых странах, где сексуальное просвещение является обязательной частью школьной программы, удалось если не справиться с этими проблемами, то, по крайней мере, свести их к минимуму. Абсолютная сексуальная безграмотность в наши дни опаснее, чем когда бы то ни было, потому что любая другая информация детям, напротив, совершенно доступна. Но российские чиновники и, главное, родители в большинстве своем резко против введения специальных уроков в школах: они уверены, что разговоры «об этом» приводят только к распущенности.

Жирную точку в дискуссии о введении в российских школах специального курса, который учил бы подростков безопасному половому поведению, еще несколько лет назад поставил прежний уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов. Он не только признал такие уроки вредными, так как, по его данным, «несвоевременная информация об интимной жизни человека может негативно сказаться на психике ребенка», но и предложил раз и навсегда законодательно запретить сексуальное просвещение детей. «Я являюсь противником любого секспросвета среди детей. Это деятельность, которая должна быть запрещена, в первую очередь, с точки зрения закона об основных гарантиях прав ребенка, потому что недопустимо заниматься такими вещами, которые развращают ребенка, и, конечно, с точки зрения закона о защите детей от вредной информации», — заявил Астахов в 2013 году, когда Россия ратифицировала протокол к Конвенции о правах ребенка, где в числе прочего была указана необходимость организации полового воспитания.

они опошлят проблему любви

Впрочем, курса сексуальной грамотности в российских школах не было и нет и безо всякого специального закона — за всю историю советского и российского образования попытки ввести уроки, где дети могли узнать о безопасности половой жизни, оборачивались лишь провалами, скандалами или превращались в пародию на себя самих. Еще в 1937 году главный советский педагог Антон Макаренко написал: «Никакие разговоры о „половом“ вопросе с детьми не могут что-либо прибавить к тем знаниям, которые и без того придут в свое время. Но они опошлят проблему любви, они лишат ее той сдержанности, без которой любовь называется развратом».

Оспорить этот постулат решились только в начале 1980-х, когда в советских школах ввели курс «Этика и психология семейной жизни» — ведь именно тогда человечество узнало про СПИД. Как правило, эти уроки вели учителя биологии и воспринимали их как лишний час нагрузки по предмету. Бывали, впрочем, и счастливые исключения — некоторые учителя с энтузиазмом готовились к сложному разговору и покупали на «черном рынке» запретные западные книги про секреты сексуальной жизни. В любом случае, первые шаги навстречу половому ликбезу были сделаны — прежде всего, в школах признали, что у человека кроме общественной жизни есть еще и жизнь личная, семейная, и о некоторых ее аспектах желательно узнать не после замужества или женитьбы, а в подростковом возрасте.

Кристиан Верду, Жаклин Кан Натан «Энциклопедия сексуальной жизни для подростков». М., «Дом», 1991

В 1991 году появилась Российская ассоциация «Планирование семьи», в задачи которой входило сексуальное просвещение, в том числе — обучение родителей и учителей, как разговаривать с детьми «об этом». В начале 90-х были предприняты попытки ввести курс полового воспитания в российских школах. Марианна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАН, вспоминает, какой жесткий протест вызывали даже исследования в этой области. Для того чтобы создать программу, адаптированную для нашей страны, ученые из института проводили в школах анкетирование. Представители церкви и обезличенная «общественность», мнением которой у нас обычно прикрывают все запреты, увидели в вопросах анкеты, которую давали старшим школьникам, попытку развращения малолетних и пригрозили прокуратурой. «Помню, как наш институт был инициатором всестороннего обсуждения темы сексуального воспитания, мы устраивали круглые столы, куда приглашали родителей, церковь, прессу. К нам приходили люди, которые в одной руке сжимали французскую „Сексуальную энциклопедию“, которая только вышла, а в другой — Уголовный кодекс. И грозили засадить всех нас за решетку за растление малолетних».

Сегодня у консервативной «общественности» есть и более серьезное оружие — тот самый закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который был принят несколько лет назад. Практически сразу бдительные граждане обнаружили, что вредная для детей информация есть повсюду: например, активисты «Уральского родительского комитета» усмотрели в пособиях по сексуальному воспитанию, которые продаются в книжных магазинах Екатеринбурга, порнографию. Речь шла о таких книгах, как «Что происходит с моим телом» Линды Мадарас, «Сексуальная энциклопедия» Сержа Монтаньи, «Девчонкология» Мелисы Холмс и Триш Хатчисон, а также энциклопедия «Откуда берутся дети». Эти пособия широко известны во всем мире и рекомендованы детскими психологами и педагогами. Дело дошло до прокуратуры, но, к счастью, проведя экспертизу изданий, Следственный комитет не обнаружил в них ничего запретного.

При этом средний возраст начала половой жизни в России составляет 16 лет и меньше. Чуть более 5% девочек начинает половую жизнь в 12 лет, около 35% — в 14-15 лет. В Швеции же, где сексуальное просвещение начинается уже в младшей школе, средний возраст первого полового контакта превышает 17 лет, в Нидерландах — 17,7.

каждый пятый аборт в стране делает подросток

Социологи приводят данные о том, что современные российские подростки, ведущие половую жизнь, при этом совершенно сексуально безграмотны. 90% девушек не предохранялись во время первого полового акта, треть из них уверены в том, что в этот момент невозможно забеременеть. И вот результат: по статистике, в 15% случаев после первого полового акта наступает беременность. Только 60% девушек, ведущих половую жизнь, задумываются о необходимости контрацепции, но, как правило, прибегают к малоэффективным и небезопасным способам. На каждую тысячу российских девушек в возрасте 15-19 лет приходится 24 случая родов, и это не считая абортов (в Швеции и Германии, где сексуальное образование в школах является обязательным, эта цифра в четыре раза меньше).

Катерина Януш «Как я появился на свет». М., «Открытый мир. Мир детства Медиа», 2006

И еще шокирующие цифры: по абсолютному числу абортов Россия уступает только Китаю, а по относительным показателям, то есть по числу абортов на одно рождение и числу абортов на одну женщину репродуктивного возраста, находится на первом месте в мире. Каждый пятый аборт в стране делает подросток в возрасте от 10 до 18 лет. Среди женщин, госпитализированных в связи с осложнением после такой операции, больше половины — девушки до 20 лет.

ЮНЭЙДС, департамент ООН по профилактике СПИДа, опубликовал доклад — по итогам 2015 года Россия стала страной с крупнейшей эпидемией ВИЧ в мире. По темпам прироста новых случаев этого заболевания наша страна опережает большинство государств мира, даже страны Южной Африки. Но подростки этого не боятся: они просто не в курсе — в российских школах нет урока, где рассказали бы о том, чем опасен незащищенный секс. И любые разговоры об этом на высшем уровне признаны аморальными.

Но самое печальное, что исследование, которое проводилось в Институте возрастной физиологии РАН, выявило — почти 80% российских родителей тоже не готовы обсуждать с детьми темы, связанные с половой жизнью. Они считают, что это должен делать педагог, врач или другой специалист.

Наталья Афанасьева
17 октября 2016
3 комментария

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты