Форму разрабатывал дизайнер-конструктор Максим Долинин, член союза дизайнеров Москвы и победитель Национального чемпионата профессионального мастерства среди людей с ограниченными возможностями «Абилимпикс». В детстве Максим носил советскую форму, которая, по-видимому, стала отправной точкой при создании коллекции. «У меня была синяя школьная форма вплоть до 4 класса. А после этого я уже одевался как хотел. У моей формы была очень приятная ткань, а особенно мне нравились металлические пуговицы со звездочками. Помню, как беспокоился, чтобы они не потерялись», — рассказывает дизайнер.
Долинин говорит, что опирался на проекты российских и зарубежных дизайнеров, однако в первую очередь хотел создать удобную одежду. «Работая над формой для школьников с ограниченными возможностями, я использовал приемы, которые применял, когда конструировал одежду для совсем маленьких детей, еще не умеющих самостоятельно одеваться», — объяснил он.
Для своей коллекции дизайнер использовал джерси и полушерсть; некоторые модели декорированы деталями из экокожи и велюра. Основными цветами стали классические спокойные оттенки синего, зеленого и серого.
В коллекции можно найти сарафаны с расклешенной юбкой и разной величиной проймы, клубные пиджаки с нефиксированным по объему низом, мягкие куртки-бомберы с несколькими застежками (на молнии с петлей, магнитах или пуговицах), платья свободного покроя и жилеты из полушерсти или трикотажа. Эти модели дизайнер предлагает носить со специальной ортопедической обувью. «Если ребенок не может согнуть руку и застегнуть пуговицу или не владеет ногами, эта школьная форма позволит ему справиться с трудностями и потратить меньше времени, чем с обычной одеждой. Все конструктивные элементы, которые обеспечивают удобство, либо спрятаны, либо выполняют еще и декоративную функцию», — сообщил дизайнер.
В работе над формой принимали участие дети, среди которых были и школьники с ОВЗ. Они также выступили в рамках первого показа коллекции, состоявшегося на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня». Несмотря на ограничения, они ведут активную жизнь. Так, восьмиклассница Дженнет Базарова пишет и продает картины, а вырученные средства передает на благотворительность. Она также выступала на конференции TEDxYouth в Москве, которая состоялась в прошлом году. Школьники Софья Писарева, Настя Кулапина и Иван Сергеев, которые также помогали Долинину, поют в хоре ЮНЕСКО. Их выступления можно было увидеть, к примеру, на открытии и закрытии паралимпиады в Сочи.
Юные модели оставляли дизайнеру пожелания о том, как должна выглядеть, с их точки зрения, одежда для школы. Дженнет, которой поставили диагноз «несовершенный остеогенез», выступила против классических образов с белыми рубашками, благодаря чему в коллекции появилось клетчатое платье с воротником-стойкой. На основе пожеланий девочки также были созданы наряды с широкими рукавами и молниями в боковых швах, которые упрощают процесс переодевания. Такое же решение предложили и Соне Писаревой, вынужденной передвигаться на инвалидном кресле из-за заболевания спинного мозга. Соне и ее маме понравилась дизайнерская находка — брюки с дополнительной раскрываемостью.
Проект адаптивной школьный формы — это некоммерческая инициатива, попытка решить социальный вопрос. С этого года вступил в силу новый образовательный стандарт об инклюзивном образовании, и мы считаем, что специальная форма поможет детям с ограниченными возможностями интегрироваться в школьную жизнь.
дети с инвалидностью могут получать брюки за счет средств федерального бюджета. их можно дополнить пиджаками, рубашками или жилетами — уже за свой счет
У нас много клиентов-детей, они с удовольствием стали нашими моделями на первом показе, который прошел в рамках пресс-конференции «Открытый урок: мода равных возможностей». Вся школьная форма и ортопедическая обувь изготавливалась индивидуально, с учетом особенностей фигуры и потребностей детей. Мы подарили моделям эти комплекты одежды и обуви, и многие решили надеть их на 1 сентября.
Сначала мы бы хотели понять, насколько востребована наша услуга для родителей, школ и учеников. Все дети — особенные, и мы стараемся шить одежду с учетом физиологических особенностей конкретного человека, а также, разумеется, в рамках стандартов, принятых в его учебном заведении: цвета, фасона, ткани. Сейчас мы прорабатываем варианты небольших серийных партий.
Хотелось бы отметить, что сегодня у детей с инвалидностью есть возможность получать брюки за счет средств федерального бюджета (речь идет об ортопедических брюках, которые входят в федеральный перечень технических средств реабилитации. — Прим. ред.), поэтому мы предлагаем включать их в заказ школьной формы и дополнять пиджаками, рубашками или жилетами, — но, к сожалению, уже за свой счет.
В рамках работы над формой мы также открыли для себя новую нишу — ортопедическую сменную обувь для школьников. К сожалению, не все мамы понимают, насколько могут быть вредны балетки для девочек и кроссовки для парней, ведь эта обувь плохо влияет на стопу. В этом сезоне мы представили небольшую коллекцию сменной обуви с ортопедическими элементами, а в следующем году планируем выйти в крупные магазины.
Общество развивается и становится более толерантным. Но на практике есть еще много проблем
Об этом стали больше говорить, и в целом общество развивается и становится более толерантным. Но на практике есть еще много проблем. Мы быстро движемся к созданию доступной среды, однако наша страна очень большая. Прогресс может быть заметен в мегаполисах — в Москве и Санкт-Петербурге, — но говорить о доступной среде во всех городах еще рано. Работа в этом направлении предстоит просто колоссальная.
Обсуждение материала
Оставить комментарий