Мой город — Нижний Новгород
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Горе от ума: слабые стороны сильных классов

Выяснилось, что учиться среди очень уж способных одноклассников достаточно опасно. Постоянное сравнивание своих достижений с другими бьет по самооценке и негативно влияет на интерес к предмету и его освоение.
Фото: Fiona Henderson / Flickr / CC BY 2.0

Обучение в классе с очень способными детьми может снижать самооценку и успеваемость школьника — к такому выводу пришли эксперты Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ на основе исследований, которые проводились среди российских школьников. Для того чтобы понять, как высокие достижения одноклассников и дух соревнования влияют на уверенность в собственных силах и планы на будущее ребенка, исследователи изучили отношение к математике: реальные достижения ученика и его собственную оценку этих достижений. Результаты были опубликованы в журнале ВШЭ в статье «Эффект „большой лягушки в маленьком пруду“: всегда ли хорошо, если ребенок обучается в сильном классе?». 

Ее автор Юлия Кузьмина, научный сотрудник Центра мониторинга качества образования, доказывает, что демотивация ученика на фоне более успешных товарищей и снижение уверенности в своих силах имеют связь и с его последующей успеваемостью и планами поступления в вуз. Выяснилось, что ребята в сильных классах имеют более низкую «академическую самооценку», чем их сверстники, которые учатся в обычных классах. Постоянно сравнивая свои достижения с другими, ребенок, который сопоставляет себя с успешными соучениками, теряется, меньше верит в свои силы. Тогда как в «обычном классе» ученик, получив хорошую оценку, понимает, что выгодно отличается от одноклассников, и, напротив, его уверенность в себе растет. Это и называется «эффект большой лягушки в маленьком пруду».

более уверенные в своих возможностях ученики добиваются более высоких результатов

«Академическая самооценка» — это восприятие учеником своих способностей и умений по предмету, и, как говорят ученые, именно она во многом предопределяет дальнейшие образовательные достижения и интерес к предмету. Более уверенные в своих возможностях ученики впоследствии добиваются более высоких результатов: чем выше ребята оценивают свои способности к предмету, тем больше они увлекаются им.

«Академическая самооценка складывается из внутреннего и внешнего сравнения. Ученик соотносит свои способности и достижения по разным предметам и понимает, к какой дисциплине больше предрасположен (внутреннее сравнение). Школьник также сопоставляет свои результаты по предмету с результатами одноклассников (внешнее сравнение). На фоне слабых учеников он чувствует себя более способным. В то же время ровно с теми же достижениями, но в более сильном классе он может считаться „середнячком“. Обучение в сильной школе, несомненно, может и поднять самооценку ребенка. Возникает „эффект славы“ (glory effect): сознание „элитности“ школы вдохновляет. Но даже с учетом этого позитивного эффекта эффект „лягушки в пруду“ перекрывает позитивные последствия», — подчеркивает исследователь.

средние баллы по классу отрицательно влияют на восприятие своих возможностей

В исследовании, которое называется «Траектории в образовании и профессии», принимали участие свыше 4000 учащихся. Исследование было начато в 2011 году, когда они учились в восьмом классе, затем тех же самых детей опрашивали в 10-м и 11-м классах. Учитывались следующие данные: индивидуальные достижения ребят в математике — баллы, набранные в ходе Международного сравнительного исследования качества математического и естественнонаучного образования TIMSS среди восьмиклассников; позиция ученика в классе по баллам; «качество» школы; математическая самооценка (9-й класс, то есть спустя год после TIMSS); оценка по алгебре (10-й класс) и баллы ЕГЭ (планируемые и реальные), а также образовательные планы (поступление в вуз) и вероятность выбора специальности из области STEM (естественные науки, технологии, инженерия, математика) и пр.

Математическая самооценка школьников измерялась по степени их согласия с утверждениями о способностях к математике. Диапазон утверждений — от «Я просто не очень силен в математике» до признания сильной склонности к предмету: «На уроках математики я понимаю, как надо выполнять даже самое трудное задание». Согласие оценивалось в баллах. Выяснилось, что чем выше индивидуальные результаты TIMSS, тем более уверенно чувствует себя школьник. А вот средние баллы по классу отрицательно влияют на восприятие своих возможностей: дети в сильных коллективах имели математическую самооценку ниже, чем ученики с такими же индивидуальными достижениями в TIMSS, но обучающиеся в классе с низкими средними результатами.

обучающиеся в более успешном окружении предъявляют к себе повышенные требования

Исследование показало, что ребята, обучавшиеся в классе с высокими средними показателями TIMSS за 8-й класс, спустя два года — в 10-м классе — имели более низкие оценки по алгебре, чем ученики с тем же уровнем индивидуальных достижений в TIMSS, но из средних или слабых классов. Кроме того, школьники из классов с высокими средними результатами TIMSS реже говорили о планах поступления в вуз.

«Ребята, обучающиеся в более успешном окружении, предъявляют к себе повышенные требования и имеют более высокий уровень притязаний, но нередко не имеют возможности соответствовать им. Это приводит к неудовлетворенности и отказу от достижения высоких карьерных целей в будущем», — поясняет исследователь.

Но если ученик имеет результаты, близкие к средним в классе или выше их, то обучение в таком коллективе может быть полезно, подчеркивает Юлия Кузьмина. «Положительный эффект „повышающего сравнения“, то есть сопоставления с теми, кто лучше тебя, возникает, когда ребенок сравнивает себя с детьми с похожим уровнем способностей, но с результатами лишь немного повыше. В этом случае разрыв в достижениях не осознается как непреодолимый. Ученик старается повысить собственную планку, добиться большего, и уверенность в собственных возможностях растет».

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты